сертификат

акция

new

Как разглядеть таланты ребенка и начать им гордиться – гармоничное развитие личности

Гармоничное развитие ребенка  – это как?  Отличник, спортсмен, музыкант – все сразу и только на высший балл? Нет! Это путь разочарований, опустошения и горечи. Гармоничное развитие начинается с того, что родитель видит своего ребенка и понимает, в чем его сильные стороны, а где необходимы помощь и стимуляция. На словах просто, а в жизни – нет!

В ожидании первенца большинство из нас рисует в воображении идиллические картинки: милый карапуз и все замечательно! И вот мы возвращаемся из роддома со здоровым ребенком и … И вот тут начинается! Голову еще не держит, а уже пора,  в срок не пополз, не пошел, не заговорил, на горшок проситься не желает и еще тысяча подобных «не»! И не важно, кто произносит эти слова, подруга или доктор. Мы начинаем испытывать тревогу или даже панику!

Ну как же так, у соседки ребенок пошел в 9 месяцев, а моему уже 11 и он все еще ползает! (Это реальная история: свой первый шаг человек сделал в год, а через две недели уже бегал.) Чем меньше малыш, тем сложнее разобраться в ситуации: это особенности развития или уже задержка?

Гармоничное развитие: как позволить малышу быть собой  и не сойти с ума от тревоги

Способы есть!  Один из них предложила японский психолог. На картинке ниже вы видите предложенные ею  оси раннего развития ребенка.

 width=

Предполагается, что гармоничное развитие личности происходит по трем осям: физической,  когнитивной и социальной. Каждому возрасту, согласно данной методике, соответствует усредненный! перечень умений и навыков.  И мы помним, что все дети разные и развиваются каждый в своем темпе. Оси раннего развития позволяют увидеть полную картинку. В одних областях ваш малыш будет идти с опережением (вероятно, это его таланты), а где-то он может отставать. «Подтянуть» умения  ребенка родители смогут при помощи разных видов игрушек, также рекомендованных в рамках метода.

А еще взрослые поймут, какие задачи актуальны для каждого возраста, чему стоит уделять внимание. Несколько букв, к примеру, способен запомнить и годовалый малыш, но он быстро их забудет, поскольку пока эти знания ему ни к чему. Перед его мозгом пока стоят другие задачи, не менее глобальные и важные для развития. Он учится удивляться и познавать чудеса окружающего его мира: как льётся вода, сыпется песок, катается шарик и нанизываются кольца, а ещё фигурки проваливаются в подходящие по форме отверстия. Это ли не чудо?

Детки отлично усваивают новое, когда им интересно. Предлагая малышу игрушку, которая захватит все его внимание, мы можем быть уверены, что, играя, он будет тренироваться снова и снова.

Например, мама заметила у четырехмесячного крохи некоторое отставание в области мелкой моторики. Яркие погремушки  и подвески с разными деталями, которые можно перебирать пальчиками, помогают решить проблему. Примером могут служить вот эти ключики:

 width=

Подробнее об этой методике  вы сможете узнать из курса «ПОЗНАЙ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА: ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ».

Итог. Как адекватно оценивать малыша:

  1. Знать, что актуально для его возраста, а что еще рано
  2. Замечать сильные и слабые стороны (с учетом возраста, пола, состояния здоровья на данный момент)
  3. Своевременно предлагать развивающие занятия, не пускать на самотек проблемы
  4. Не участвовать в конкурсах юных гениев в песочнице

Мы сейчас говорим о развитии здоровых деток, но подобный подход позволит вам на ранних стадиях обнаружить проблемы со здоровьем и своевременно принять меры.

Эмоциональные потребности ребенка

 width=

Гармоничное развитие зависит не только от заложенных природой способностей. Маленький человек должен попасть в благодатную среду, которая поможет раскрыть его таланты и даст возможность вырасти уверенным, открытым миру человеком.

Согласно исследованиям, у детей есть пять базовых эмоциональных потребностей. Недостаточное или чрезмерное их удовлетворение приводит к развитию комплексов, травм, определенных типов неэффективного поведения, которые мешают достигнуть успеха. Собственно именно с этим взрослые люди потом идут к психологу.

Базовые потребности:

  1. Надежная привязанность (безопасность, стабильность, забота, принятие, чувство принадлежности).

Это о наличии заботящегося взрослого. Он предсказуем для ребенка (не исчезает внезапно) и создает чувство безопасности.  Если этого нет, то человек, даже вырастая, часто ощущает себя в опасности и одиночестве. При этом реальной опасности нет. Ему кажется, что никто (и в первую очередь он сам) не  сможет дать эмоциональную поддержку и защиту. Возникают сложности с доверием и построением отношений.

  1. Автономия, компетентность и чувство идентичности (возможность самостоятельно выполнять задачи, соответствующие возрасту, и получать точную обратную связь о себе).

Двухлетка вполне может сам держать ложку и кушать. Но это долго и очень грязно. Проще и быстрее покормить его. А потом все, сам он уже не хочет! Если потребность в автономии глобально не удовлетворяется, то человек  чувствует себя несовершенным, ничтожным и даже бесполезным, какое уж тут гармоничное развитие! Именно такие люди потом лежат на диване и ничего не хотят.

  1. Свобода выражать свои чувства и потребности.

Лишая ребенка возможности выражать свои чувства и говорить о них (пресловутое «на маму нельзя сердиться»), мы внушаем ему, что он и его чувства не важны. А потом удивляемся, что он не может постоять за себя.

 width=

  1. Спонтанность и игра (самовыражение и способность наслаждаться жизнью). Спонтанность – это творчество, умение смотреть на мир нестандартно. Если эта потребность не находит удовлетворения,  то человек акцентируется на негативных аспектах на протяжении всей жизни, у него всегда «стакан наполовину пуст».
  2. Реалистичные границы (обучение самоконтролю в соответствии с возрастом).

Детям спокойно, когда есть границы. Они постоянно проверяют их наличие, ну и взрослых на прочность за одно :).  «Не уберешь игрушки – не будет мультиков», — говорит мама. Малыш не убирает. Мультиков нет! Он, конечно, позлится на эту ситуацию. Но если мама последовательна, если она предупреждает о последствиях и выполняет, что обещала, то малышу спокойно. Он понимает:  вот тут граница. Нет порядка — нет мультиков. Так устроен мир. Он учится ответственности.

Отсутствие границ приводит к трудностям  с  самоконтролем, к выражению чувств в резком и  экстремальном виде. Или у  человека наблюдается низкая устойчивость, и малейшая жизненная неудача может сломить его.

Если ваш малыш, делает  нечто, категорически вас не устраивающее, подумайте, какая его потребность не удовлетворяется? Возможно, решение проблемы вовсе не там, где вы искали! Но оно точно есть, иногда его можно найти в специальной литературе, а иногда почувствовать любящим сердцем. Ведь именно любовь и принятие ребенка таким, каков он есть – это одно из базовых условий, обеспечивающих гармоничное развитие.

Авторы: Наталья Навроцкая, Дарья Совина