Перед родителями шестилетних детей нередко становится нелегкий вопрос: готов ли ребенок к школе? Отдавать ли его в первый класс и подождать еще год? Дать ответ на этот волнующий вопрос помогут советы психолога.
Готов ли ребенок к школе — факторы психологической зрелости
Многие родители считают умение читать, писать и считать достаточным для потенциального первоклассника. На самом понять, готов ли ребенок к школе, можно, проанализировав его способность адаптироваться в непривычных условиях и усваивать знания. Успешным в школе будет ребенок, который «психологически созрел» для учебы. Факторов зрелости психологи называют несколько.
Интеллектуальная зрелость
Ребенок шести-семи лет обладает интеллектуальной зрелостью, если способен концентрировать свое внимание, видеть причинно-следственные связи между явлениями и событиями, имеет зачатки логического мышления, у него достаточно развита координация и мелкая моторика.
Эмоциональная зрелость
Очень важный фактор. Он заключается в умении ребенка сдерживать свои эмоциональные порывы, выполнять не очень интересные задания в течение 20-30 минут. От эмоциональной зрелости зависит, будет ли в состоянии ученик «высидеть» урок, что-то усвоить на нем и не нарушать дисциплину.
Социальная зрелость
Умение общаться со сверстниками и подчинять свои поступки требованиям учителя определяет социальную зрелость. Родителям стоит понимать, что наряду с образованием, основной задачей школы является подготовка человека к жизни в социуме. Без необходимого уровня социальной зрелости ребенок вообще не сможет успешно учиться.
Как подготовиться к школе
Подготовку к школе родителям нужно начать с себя. У мам и пап есть определенные ожидания в отношении детей, но плохо, когда за своими амбициями взрослые не видят личность малыша. Если родители умеют принимать достоинства, недостатки, характер, выбор, мнение и решения собственного чада, то шансов вырастить успешную, гармоничную и счастливую личность гораздо больше.
Отвечая себе на вопрос, готов ли ребенок к школе, понаблюдайте за малышом и выясните, сможет ли он поставить на первое место учебную деятельность, а не игровую. Если пока ответ отрицательный, дайте своему чаду время доиграть.
Поверьте, вы не потеряете год. За эти месяцы малыш «дозреет» и вы получите мотивированного самостоятельного первоклассника, а не нервного второклашку с гастритом и нежеланием учиться.
Для подготовки к школе важно общее развитие малыша, его жизненный опыт. Здесь в зачет идет все: походы в цирк, театр, музеи, поездки в лес, на море и в деревню, помощь папе в гараже и маме на кухне, походы в магазин, игры во дворе, просмотр мультиков с последующим обсуждением и так далее. Крайне важно разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение по разным вопросам, чтобы он учился формулировать свои мысли. В принципе ничего сверхъестественного не нужно, просто малыш должен быть включен в жизнь семьи, а не воспитываться в ограниченных стерильных условиях.
Помимо букв и цифр, ребенок должен знать такие понятия, как длиннее-короче, уже-шире, больше-меньше, рано-поздно. Все это можно выучить по ходу жизни.
Ещё для ребенка важно знать, чтобы он ни сделал, куда бы не пошел, родители поддержат его, подбодрят. Это для него ресурс и он поможет ребёнку справиться с возникающими трудностями. Если у ребенка что-то не получается, то сначала нужно похвалить за старание и попытку сделать, а потом уже указать на ошибку и предложить исправить вместе.
Почему лучше позже, чем раньше
В большинстве случаев специалисты советуют не отдавать малыша в первый класс раньше 7 лет. На это есть ряд причин. Сегодня в первый класс идут дети от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в полтора года огромна. Детки постарше выглядят порой более серьезными и собранными, они выносливее и лучше учатся. Здесь дело не только в учениках, но и в системе образования.
Наша школьная система осталась такой же, как почти полвека назад, а дети за это время очень сильно изменились. Они стали менее самостоятельны и взрослеют позднее по независящим от них причинам. Детей, родившихся в шестидесятые-семидесятые годы, родители приводили в школу один раз, 1 сентября, а потом первоклашка с ключом на шее ходил сам, дома делал уроки, грел себе еду и еще младших из садика сам забирал. Тогда это считалось нормальным, сегодня подобная ситуация практически недопустима.
Дети без присмотра во дворе не гуляют, на праздниках сами себе игры не организовывают – на это есть аниматоры, дома одни почти не остаются и уроки без родителей в большинстве своем не делают. А школа до сих пор ориентируется на того серьезного первоклашку, который сегодня уже внуков в школу собирает. Именно поэтому многие специалисты советуют не торопиться с учебой и дать малышу время повзрослеть.
Если вы не можете понять, готов ли ребенок к школе, обратитесь к специалисту. Психолог предложит ребенку пройти соответствующие тесты и поможет вам принять решение.
Автор Дарья Совина